Вредит ли аспирин печени

Вредит ли аспирин печени

Стр. 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ 6 мая 1997 г. N 135 ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ Во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.12.96. N 404 и в целях унификации научно-методического подхода к обучению больных сахарным диабетом ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Ввести в действие с 01.06.97 унифицированные программы и наглядные пособия для школ по обучению больных сахарным диабетом: 1.1. Методическое пособие "Принципы обучения больных сахарным диабетом методам самоконтроля" (приложение 1); 1.2. Структурированную программу по обучению больных сахарным диабетом (приложение 2); 1.3. Структурированную программу по обучению детей и подростков, страдающих сахарным диабетом (приложение 3); 1.4. Комплект демонстрационных плакатов для школ по обучению больных сахарным диабетом (приложение 4) <>; 1.5. Комплект демонстрационных миниплакатов "Диета больных сахарным диабетом" (приложение 5) <>. ------------------------------- <> - приложения не приводятся. 2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, медицинских и научно-исследовательских институтов: 2.1. Обеспечить применение унифицированных программ и методических пособий при организации территориальных школ по обучению больных сахарным диабетом; 2.2. Организацию распространения унифицированных программ и наглядных пособий возложить на Федеральный научно- исследовательский институт медицинских проблем формирования здоровья Минздрава России (Полесский В.А.). 3. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя министра Стародубова В.И. Министр здравоохранения Российской Федерации Т.Б.ДМИТРИЕВА Приложение N 1 к приказу Минздрава России от 06.05.97 г. N 135 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ МЕТОДАМ САМОКОНТРОЛЯ (ПОСОБИЕ ДЛЯ ВРАЧЕЙ) ПРЕДИСЛОВИЕ Сахарный диабет - острейшая медико-социальная проблема национальных систем здравоохранения практически всех стран мира. Миллионы людей России страдают этим стремительно прогрессирующим заболеванием. Каждые 12 - 15 лет число больных диабетом удваивается. Широкая распространенность, самая ранняя инвалидизация, высокая смертность ставят сахарный диабет в ранг приоритетов здравоохранения Российской Федерации. Исключительная актуальность проблемы диабета, определение его Всемирной организацией здравоохранения как "эпидемии неинфекционного заболевания" индуцировали во всем мире принятие радикальных мер по борьбе с этой коварной болезнью. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 г., Постановлением Правительства РФ от 07.09.96 г. принята Федеральная программа "Сахарный диабет". Ее основная цель - повышение качества жизни больных диабетом. Среди различных разделов программы одним из важнейших является организация школ обучения больных. Основная задача таких школ (центров) - передать больным в доступной форме максимальный объем информации о болезни, о принципах лечения, режиме питания, отдыха, выборе профессии, планировании семьи и т.д., т.е. ответить больному на бесконечное число вопросов, которые жизнь ставит перед ним. Обучение больных диабетом методам самоконтроля, "управления" своей болезнью осуществляется в постоянном контакте с лечащим врачом, представляет собой важнейший и реальный элемент улучшения качества помощи больным и диабетологической службы. В настоящем руководстве представлен формализованный информационно-методический модуль по обучению больных сахарным диабетом с учетом обобщенного международного опыта, подготовленный рабочей группой в составе: д.м.н. Анциферова М.Б. (Эндокринологический научный центр РАМН), к.м.н. Одут Е.А. (кафедра детской эндокринологии РМАПО Минздрава РФ), к.м.н. Мартынова В.Л. (Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ). Больные, прошедшие такие школы, обретают реальные шансы значительно расширить ареал имеющихся жизненных интересов и реализовать свои способности в сфере общественно полезного труда. Несомненно, широкое внедрение разработанных программ и наглядных пособий в практику будет полезным как для больных, так и для врачей эндокринологов-диабетологов в их повседневной работе. Директор Федерального Диабетологического Центра Минздрава РФ, Главный эндокринолог Минздрава РФ, Академик РАМН И.И.ДЕДОВ ВВЕДЕНИЕ Сахарный диабет является одной из самых значительных медицинских и социальных проблем. Это обусловлено огромной и возрастающей с каждым годом численностью больных, а также тяжестью инвалидизирующих сосудистых осложнений. По определению ВОЗ сахарный диабет представляет сегодня "ЭПИДЕМИЮ НЕИНФЕКЦИОННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ", которая требует в связи с широкой распространенностью и тяжестью последствий немедленного и оперативного решения. В России зарегистрировано 2 миллиона диабетиков,но, с учетом выборочных эпидемиологических исследований, количество больных уже сегодня достигает 10 млн. человек и такое же число составляют лица с нарушенной толерантностью к глюкозе, т.е. потенциальные больные, у которых клинические признаки диабета могут скоро появиться. Катастрофически растет заболеваемость сахарным диабетом среди детского населения - на сегодняшний день в России более 20 000 детей и подростков страдают этим тяжелым заболеванием. Печально, но статистика показывает, что уже через несколько лет от манифестации заболевания (особенно при заболевании в детском и юношеском возрасте) у большинства больных развиваются грозные офтальмологические и почечные осложнения, что обусловливает раннюю инвалидизацию этих больных и преждевременную смертность. Многочисленными исследованиями доказано, что только состояние нормогликемии или приближенное к нему может помочь предотвратить возникновение микро- и макроангиопатий и поэтому единственно реальная профилактика на сегодняшний день сосудистых осложнений заключается в максимальной компенсации метаболических нарушений, свойственных сахарному диабету. Казалось бы, в руках у врачей есть все средства для того, чтобы хорошо лечить болезнь: прекрасные сахароснижающие препараты, новые скрининговые методы определения нарушений углеводного обмена, отработана оптимальная терапевтическая тактика в отношении инсулинотерапии и планирования питания, но количество больных, находящихся в состоянии хронической декомпенсации (а значит, с высоким риском возникновения диабетических осложнений), так же, как число больных, уже имеющих их, к сожалению, не уменьшается. Не вызывает сомнения тот факт, что без заинтересованного и грамотного участия пациентов в своем лечении достижение хорошей и длительной компенсации сахарного диабета является нереальным. Поэтому обучение пациентов самоконтролю заболевания, включающему не только самостоятельное определение в домашних условиях уровня сахара крови, но и умение изменять в соответствии с полученными показателями проводимое лечение, становится сегодня одним из важнейших звеньев лечения диабета. Улучшение качества самопомощи может стать реальной профилактикой острых и отдаленных осложнений, что в свою очередь приведет к уменьшению материальных затрат на стационарное лечение и будет выгодно как для больного, так и для государства. В настоящее время пациенты с сахарным диабетом 1 типа в связи с тяжестью течения заболевания требуют вдвое более частой и продолжительной госпитализации, чем при других хронических заболеваниях. Таким образом, обучение больных грамотному самоконтролю заболевания при тесной взаимосвязи с лечащим врачом имеет огромное практическое значение, представляет собой важнейший и РЕАЛЬНЫЙ элемент улучшения диабетологической службы. В связи с этим все диабетологические кабинеты, отделения и центры медицинской профилактики должны обеспечивать обучение пациентов с сахарным диабетом. Следует также отметить, что любому человеку, независимо от того, болен он диабетом или нет, в связи с широкой распространенностью заболевания необходимо знать о таком заболевании, как диабет. Это поможет вовремя распознать основные клинические признаки болезни и незамедлительно обратиться к врачу. Следует сказать, что многие пациенты понимают, что сахарный диабет является особым хроническим заболеванием, при котором главную действующую роль в лечении и контроле над заболеванием играет сам больной и его семья, особенно это относится к родителям маленьких пациентов. Сегодня уже большой процент больных обеспечены современными средствами для контроля диабета и, безусловно, все пациенты заинтересованы в благоприятном прогнозе. Таким образом, большинство больных имеют достаточно высокую мотивацию на обучение самоконтролю диабета. Но у врачей, которые хотят обучать заинтересованных пациентов, возникают трудности в связи с отсутствием методической литературы по технологии обучения и ведению занятий - ведь профессиональное знание диабетологии не означает равноценного педагогического умения обучить больного. Поэтому чтобы помочь практическим врачам методически правильно проводить занятия с пациентами, авторским коллективом Эндокринологического научного центра РАМН совместно с кафедрой эндокринологии детского и подросткового возраста Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ и Федеральным НИИ медицинских проблем формирования здоровья был разработан и уже внедряется в практику специальный информационно-методический модуль для школ по обучению самоконтролю заболевания пациентов с сахарным диабетом. Он состоит из отдельных блоков: - программа для врачей, работающих со взрослыми пациентами; - программа для врачей, обучающих родителей детей и подростков с сахарным диабетом, которая во многом сходна с программой для обучения взрослых, но в ряде тем имеет значительные отличия, связанные с особенностями детского возраста; - цветные микроплакаты диета больных сахарным диабетом (24 шт.); - цветные плакаты по темам занятий (15 шт.). ОРГАНИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР РАБОТЫ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ Для организации школы по обучению больных сахарным диабетом минимально необходимо следующее: - заинтересованный в обучении пациентов медперсонал, знакомый с методикой преподавания в Школах диабета; - помещение для проведения занятий, отвечающее необходимым санитарно-гигиеническим требованиям; - наличие приборов-глюкометров и тест-полосок для контроля гликемии и глюкозурии; - методические пособия для преподавателя в виде специальных карточек по структурированной программе обучения; - набор демонстрационных плакатов и наглядных пособий; - специальная литература по диабету для пациентов. Важное место занимает подготовка класса для проведения занятий. Учебные места желательно расставить так, чтобы пациенты и преподаватель располагались лицом друг к другу (например, за круглым столом). Близкое расположение членов группы делает возможным интенсивное общение между ними по ходу занятий, что очень важно для эффективной деятельности всей группы. Место за каждым пациентом лучше закрепить на все время обучения. Это поможет преподавателю достаточно быстро запомнить лица и имена пациентов. С этой целью можно приготовить для пациентов именные визитные карточки; хорошим приемом является установка на столах карточек с фамилией, именем и отчеством каждого пациента. Для обучения больных можно использовать следующие формы обучения: - индивидуальное обучение, рекомендуемое для вновь выявленных больных СД и для беременных женщин, заболевших СД. Предлагаемая форма обучения проводится по интенсивной программе с четкими инструкциями по правилам контроля диабета и по практическим аспектам лечения инсулином и диетотерапии; - групповое обучение пациентов, имеющих "стаж" заболевания и личный опыт в контроле диабета. Групповое обучение может базироваться на: - формальных инструкциях, как для индивидуального обучения; - совместном обсуждении с пациентами основных теоретических вопросов лечения диабета с анализом понимания и усвоения и обязательным практическим тренингом. Как показывает многолетний опыт работы с больными сахарным диабетом, именно 2-я форма группового обучения является наиболее эффективной и полезной для пациентов. Желательно формировать такую группу не более, чем из 7 - 8 пациентов в соответствии с типом диабета, учитывая при этом возраст пациентов и их социально-культурный и др. уровни. При таком наборе в группу и преподавателю будет работать с пациентами легче, и самим членам группы будет интереснее на занятиях. Занятия в таких группах проводятся по специальной структурированной программе и рассчитаны на две недели обучения. Основной целью обучения больных сахарным диабетом является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Все пациенты с сахарным диабетом хотят знать о заболевании больше и с огромной заинтересованностью относятся к обучению. Но добиться одного"понимания болезни" у больного, конечно, недостаточно - необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые потребовал диабет. Медицинские работники должны приложить все свои усилия на то, чтобы из "больных сахарным диабетом" пациенты стали полноправными союзниками в контроле за своим заболеванием и понимали, что без их участия благоприятного течения диабета добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному. Занятия необходимо проводить таким образом, чтобы все пациенты активно в них участвовали - отвечали на вопросы, предлагали самостоятельные варианты решения проблемы, делились собственным опытом. Только при таком диалоге обучение будет проходить интересно и эффективно. Следует помнить, что больные овладевают материалом не сразу и не навсегда, поэтому в каждом занятии необходим элемент повторения пройденного материала в той или иной форме. Пациенты должны осознать, что для них обучение в "Школе" - это не просто накопление полезной информации по диабету и приобретение практических навыков, а ПРИМЕНЕНИЕ полученных знаний в своей жизни. Накопленный личный опыт больного требует постоянной переоценки, поэтому через некоторое время пациентов необходимо пригласить на повторный курс обучения, сделав акцент на анализе личного опыта больных. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ Программа по обучению разрабатывалась в соответствии с рекомендациями, выдвинутыми ВОЗ; были использованы методические материалы по обучению больных сахарным диабетом, разработанные Эндокринологическим научным центром РАМН, кафедрой детской эндокринологии Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ и; учитывались принципы структуризации обучения больных, предложенные проф. М.Бергером (Дюссельдорфская клиника, Германия). Структурированная программа обучения включает занятия по 7-ми традиционным основным темам, содержание которых представлено отдельными блоками цветных карточек: - Что такое диабет? - Контроль обмена веществ; - Осложнения сахарного диабета; - Планирование питания при сахарном диабете 1 типа (основные пищевые вещества, характеристика углеводсодержащих продуктов питания, план питания, эквивалентная замена продуктов, питание вне дома); - Инсулинотерапия сахарного диабета 1 типа (препараты инсулина, техника инъекций инсулина, инсулиновая стратегия, изменение дозы инсулина при гипогликемии, изменение дозы инсулина при гипергликемии); - Неотложные состояния при сахарном диабете (гипогликемия, кетоацидоз); - Физические нагрузки при сахарном диабете и Заключительная дискуссия. Структура обучающей Программы построена таким образом, чтобы последовательно раскрыть суть заболевания (пациент УЗНАЕТ о болезни); просто и доступно излагаются основные понятия и правила контроля болезни (пациент ПОНИМАЕТ необходимость систематического контроля); уделяется огромное внимание объяснению основных звеньев лечения болезни (пациент грамотно ИЗМЕНЯЕТ свой план лечения, ВЫПОЛНЯЯ роль врача). Первое занятие в Школе диабетика по структурированной программе обязательно предусматривает вводную часть, где пациенты знакомятся с врачом и друг с другом. Членам группы предлагается представиться и рассказать о себе. Врачам, обучающим больных, нужно быть хорошими психологами, чтобы уловить разное психологическое состояние пациентов по отношению к своему заболеванию. Только тогда эффективно пройдет обучение, когда пациент "принял"диабет и хочет узнать о нем как можно больше. Можно предложить пациентам ответить на вопросы такого типа, как: "Что Вы думаете о своем заболевании?" или "Что Вы ощущали, когда Вам сказали, что у Вас диабет, и что Вы чувствуете сейчас?" и т.п. Это поможет более четко сформулировать основные проблемы, которые возникают в связи с заболеванием в жизни пациентов, и определить цели обучения. Если в группе присутствуют только что заболевшие пациенты, то можно предложить описать свои личные страхи и опасения в письменной форме (анонимно) и затем обсудить их с другими членами группы. Подобная беседа способствует более углубленному пониманию проблем, встающих перед пациентами в связи с заболеванием, и является дополнительной эмоциональной поддержкой. Недопустимым является создание излишней тревоги или усиления чувства неполноценности, обусловленных постановкой диагноза "диабет". После формального знакомства с группой преподавателю рекомендуется предложить пациентам вопросы, ответы на которые позволят оценить исходный уровень знаний пациентов по диабету. Такой опросник входит в методические карточки по теме "Что такое диабет?", и опыт показывает, что его лучше предложить пациентам провести письменно и анонимно. На заключительном занятии, в котором проводится оценка полученных знаний и практических навыков, можно предложить пациентам сравнить их ответы. На первом занятии преподаватель знакомит группу с расписанием занятий, чтобы сразу учесть пожелания пациентов. Рекомендуемое время проведения занятий по отдельным темам - не более 45 минут. Наш опыт показывает, что иногда строгое соблюдение длительности занятий не очень целесообразно. Искусственное прекращение интересной дискуссии по отдельным темам вызывает недовольство группы, но при четкой работе преподавателя удается избежать резких сбоев в расписании. Преподаватель, готовясь к занятию, должен четко определить цели и задачи отдельного "урока". Для этого во вводных карточках к каждой теме даны методические разработки занятий, в которых помимо разделов ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ занятий приводится отработанный план проведения занятия и выделены разделы "ЧТО пациент будет знать" и "ЧТО пациент будет уметь" по окончании занятия. С содержанием последних разделов мы рекомендуем обязательно знакомить пациентов, тогда они более четко представляют, зачем они учатся и как практически они будут участвовать в своем лечении. Эта информация создает дополнительную мотивацию у пациентов на обучение. Изложение теоретической части всех занятий кратко представлено на карточках в форме диалога врача с пациентами: преподаватель задает вопрос или предлагает решить проблемную задачу - и каждый пациент самостоятельно или в содружестве с другими членами группы отвечает на заданный вопрос или участвует в поиске правильного решения. Как показывает наш опыт, подобное изложение достаточно сложного теоретического материала (а именно в форме беседы) гораздо легче усваивается пациентами. Поэтому вопросы задаются преподавателем в простой форме, условия задачи должны быть изложены доступно для понимания всеми членами группы. После каждого вопроса преподавателя дана ремарка "ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ПАЦИЕНТОВ" и, если ответ нуждается в замечании или дополнении, необходимо сделать это в максимально корректной и доброжелательной форме. Рекомендуется "переформулировать" ответ пациента, чтобы смысл его был понятен не только отвечающему, но и другим членам группы. Преподавателю необходимо выработать в себе умение внимательно выслушать больных, корректно исправить неправильный ответ или высказать одобрение за правильное решение. Это не только помогает пациентам быстрее понять и усвоить информацию, но и способствует созданию положительной эмоциональной окраски занятия. Пациент начинает "верить в себя", что также укрепляет его мотивацию на самостоятельный контроль заболевания. В каждом занятии необходим элемент повторения пройденного материала: ведь человек запоминает новый материал не сразу и не навсегда. Этому помогают красочные и остроумные по сценарию плакаты, которые иллюстрируют отдельные правила контроля диабета или наглядно "объясняют" сложные понятия. Большое внимание в Программе уделяется тренингу практических навыков у пациентов. Такие занятия, как "Контроль обмена веществ", "Инсулиновая стратегия", "Планирование питания", "Неотложные состояния", "Физические нагрузки", обязательно предусматривают самостоятельную работу больных. Для этого в методических разработках представлен перечень необходимого материала для отработки практических навыков. Например, к занятию по теме "Контроль обмена веществ" нужно подготовить для пациентов разнообразные средства для самоконтроля. Это могут быть и индивидуальные приборы-глюкометры с достаточным количеством тест-полосок как специально к приборам, так и для визуальной оценки (например, "Глюкахром Д"); контрольные полоски для определения сахара в моче и на наличие ацетона в моче. На этом занятии необходимо уделить достаточно времени для объяснения основных правил по технике забора крови из пальца, чтобы сделать эту процедуру наименее болезненной для пациентов, а результат получить наиболее достоверный. Также на этом занятии требуется уделить достаточно времени для того, чтобы научить пациентов грамотному ведению "Дневника диабетика" и мотивировать пациентов на систематическое его заполнение. Другое занятие - по "Инсулиновой стратегии" - предусматривает тренинг по правильной технике инъекций инсулина, для чего нужно дать в руки каждому пациенту одноразовые инсулиновые шприцы и шприцы-ручки. Кроме того, и это наиболее важный раздел данного занятия, пациентам необходимо предоставить возможность самостоятельно решать "врачебные" задачи по изменению режима и дозировки инсулина в соответствии с показателями контроля. С этой целью в методических карточках приводятся различные примеры, изложенные в форме "Дневника диабетика". Помимо таких простых примеров, в структурированной программе представлен БАНК контрольных вопросов и ситуационных задач по каждой теме занятия, в которых рассматриваются обычные и необычные житейские ситуации, требующие принятия самостоятельного решения по коррекции плана лечения. К достаточно сложным занятиям по теме "Планирование питания" изготовлены специальные "микроплакаты" с изображением различных продуктов и блюд. Используя их в качестве наглядных пособий, можно провести практические занятия по эквивалентной замене блюд в игровой форме, например, "день рождения", "в гостях", "ужин (обед) в ресторане" и т.п. Во время занятий следует использовать также большие красочные плакаты по темам. Такие формы занятий интересны и всегда более эффективны для запоминания полезной информации. Влияние физических нагрузок лучше наглядно продемонстрировать на специальных занятиях в спортивном зале. Занятие, посвященное неотложным состояниям, предусматривает отработку практических навыков пациентов по профилактике и принятию доврачебных мер при развитии гипогликемических состояний или при угрозе кетоацидоза. На это занятие рекомендуется пригласить членов семьи пациентов, чтобы они в критических ситуациях сумели грамотно помочь диабетику. Решение медицинских проблем отрабатывается, в основном, на ситуационных примерах. Работая над ситуационными задачами, отвечая на вопросы или участвуя в игровых ситуациях, пациенты учатся практическому решению проблем, связанных с диабетом. Преподаватель на основе ответов и поведения пациентов оценивает усвояемость теоретического материала, что нередко помогает обнаружить ему и свои ошибки. Поэтому данная методика активного обучения пациентов, на наш взгляд, является оптимальной и для пациентов, и для врача. Заключительное занятие можно провести в форме дискуссии с обсуждением мнения пациентов о проведенных занятиях, выслушать их советы и пожелания. Рекомендуется предложить пациентам ответить на контрольные вопросы вводного занятия и затем сравнить количество правильных ответов. Заключительное занятие можно провести в игровой форме, когда члены группы "не экзаменуются", а участвуют в предложенных ситуациях в роли действующих персонажей. Опыт показывает, что нередко сами пациенты предлагают такие житейские задачи, что решение их бывает достаточно сложным и для преподавателя. Цель обучения достигнута, если обученный больной придет в Школу диабета , чтобы поделиться личным опытом и получить новые дополнительные сведения о диабете. Это означает, что он стал активным и надежным союзником врача в лечении диабета. Мотивация пациентов на самоконтроль все время должна поддерживаться. Каждый визит больного к врачу нужно рассматривать как укрепление мотивации на самоконтроль, и поэтому встреча с пациентом должна обязательно содержать элемент обучения - это может быть и контроль "Дневника", и новая информация, и анализ опыта пациента по изменению лечения, и дополнительные советы в связи с различными ситуациями в жизни больного. Желаем успехов практическим врачам, начинающим работу по обучению больных самоконтролю заболевания, и надеемся на то, что данное пособие и Программы окажут необходимую помощь в работе "Школ диабета". Приложение N 2 к приказу Минздрава России от 06.05.97 г. N 135 СТРУКТУРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В "ШКОЛЕ ДИАБЕТИКА" ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ" 1.0 "ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ?" 2.0 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету и самоконтролю заболевания. Ознакомление пациентов с современными представлениями о природе сахарного диабета. 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: Дать представление пациентам о физиологии углеводного обмена и роли инсулина в организме. 3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 3.1. Организационные вопросы 3.1.1. Знакомство с пациентами (Ф.И.О., возраст, длительность заболевания, какие препараты инсулина получает, обучался ли ранее самоконтролю заболевания, какие имеет трудности в связи с заболеванием, ЧТО привело его в "Школу диабетика" и т.д.) 3.1.2. Ознакомление пациентов с расписанием занятий 3.1.3. Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету 3.2. Природа болезни 3.2.1. Роль глюкозы в организме, что является источником глюкозы в организме (что такое эндогенная и экзогенная глюкоза) 3.2.2. Что такое инсулин и механизм его действия, физиология секреции инсулина (ритмы выделения инсулина у здорового человека и нарушение его секреции у больного); выбор терапевтической тактики (имитация физиологической секреции инсулина многоразовыми инъекциями инсулина) 3.2.3. Симптомы сахарного диабета и их патогенез (почему возникает увеличение объема мочи, жажда, учащенное мочеиспускание, слабость, похудание). Что такое "почечный порог" для глюкозы, что такое "ремиссия" сахарного диабета 4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ 1.0 1. Методические карточки белого цвета - 5 шт. 2. Контрольные вопросы по сахарному диабету для оценки исходного уровня знаний пациентов (43 вопроса) 3. Именные ("визитные") карточки для пациентов 4. Блокноты для записей (для пациентов) 5. Шариковые ручки для пациентов ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ? 2.0 1. Методические карточки белого цвета - 19 шт. 2. Доска, мел 3. Наглядные пособия: - "Содержание сахара в крови" - "Клеткам нужен сахар!" - "Инсулин снижает сахар в крови" - "Симптомы высокого содержания сахара в крови" - "Почечный" порог для сахара" 5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: общие представления об этиологии, патогенезе заболевания, физиологии действия инсулина в организме, ритме его секреции 6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: распознавать симптомы повышенного содержания сахара в крови ПОПРИВЕТСТВОВАТЬ пациентов ПОПРОСИТЬ каждого из пациентов представиться и рассказать: - как долго он болеет сахарным диабетом; - как до сих пор лечился; - какие проблемы у него возникают в связи с тем, что он болен диабетом; - с какой целью решил посещать занятия; - кто ему посоветовал посещать занятия. СПРОСИТЬ Как Вы считаете, изменятся ли Ваши представления о сахарном диабете после курса обучения самостоятельному контролю заболевания? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов ДОПОЛНИТЬ Знание современных принципов лечения сахарного диабета и отработка практических навыков помогут Вам самостоятельно и грамотно регулировать свое лечение ПОДЧЕРКНУТЬ Хороший контроль сахарного диабета является на сегодняшний день единственной мерой по предупреждению возникновения сосудистых осложнений! УКАЗАТЬ, что учебный план занятий подробно изложен в расписании НАЗВАТЬ наиболее важные темы, которые включены в курс обучения СООБЩИТЬ, что могут быть учтены пожелания пациентов по изменению расписания ПОДЧЕРКНУТЬ, что пациент может задавать вопросы во время занятия ПРИЗВАТЬ пациентов к активной работе! ОБСУДИТЬ с пациентами организационные вопросы: - как будет построен режим питания пациентов во время обучения - в какие часы пациент будет измерять содержание сахара в крови ОБЪЯСНИТЬ, что в соответствии с полученными результатами контроля содержания сахара в крови будет коррегироваться доза инсулина ПОДЧЕРКНУТЬ, что желательно присутствие родственников или близких друзей пациентов на занятии по теме "Гипогликемия" ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам ответить на контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний по сахарному диабету СООБЩИТЬ Ваши ответы позволят нам узнать - каким темам нужно уделить особое внимание на занятиях РАЗДАТЬ пациентам блокноты для записей,ручки ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ контрольные вопросы ПОДЧЕРКНУТЬ У Вас в течение курса будет достаточно времени найти ответы на эти вопросы КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПАЦИЕНТОВ ПО САХАРНОМУ ДИАБЕТУ И САМОКОНТРОЛЮ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О САХАРНОМ ДИАБЕТЕ 1) Каким типом сахарного диабета Вы страдаете? 2) Что происходит с сахаром крови при недостатке инсулина? 3) Знаете ли Вы основные симптомы сахарного диабета? 4) Если больной ИЗСД не будет вводить инсулин, то... 5) Какие осложнения сахарного диабета Вы знаете? САМОКОНТРОЛЬ 1) Назовите значения сахара крови у здорового человека. 2) Назовите "хорошие" для диабетика значения сахара крови. 3) Как часто Вы измеряете содержание сахара в крови? 4) Как часто нужно проводить самоконтроль содержания сахара в крови? 5) Как часто Вы измеряете содержание сахара в моче и в каких порциях? 6) Какая порция мочи отражает содержание сахара крови в данный момент? 7) Что такое "почечный порог" для глюкозы? 8) Когда появляется ацетон? 9) В каких случаях следует проверять мочу на ацетон? 10) Знаете ли Вы, что такое "гликированный" гемоглобин? Как часто Вы его оцениваете? ПИТАНИЕ 1) Какие основные пищевые вещества Вы знаете? 2) Назовите несколько УГЛЕВОД-содержащих продуктов. 3) Назовите несколько БЕЛКОВО-содержащих продуктов. 4) Назовите несколько ЖИРО-содержащих продуктов. 5) Что такое ХЛЕБНАЯ ЕДИНИЦА или УГЛЕВОДНАЯ ЕДИНИЦА? 6) Сколько углеводов (в граммах) содержится в 1 ХЕ или в 1 УЕ? 7) Какие продукты содержат ХЕ или УЕ? 8) Какие УГЛЕВОД-содержащие продукты можно есть без ограничения больным сахарным диабетом? 9) Что такое энергетическая ценность пищи? 10) Что такое сахарная ценность пищи? 11) Какие сахарозаменители Вы знаете? Какие из них калорийны? Какие из них "относительно" калорийны? ИНСУЛИН 1) Что такое инсулин? 2) Где в организме вырабатывается инсулин? 3) За сколько времени до еды нужно вводить инсулин? 4) Из какого участка тела инсулин всасывается быстрее всего? 5) Как нужно набирать инсулин в шприц? 6) Знаете ли Вы пики действия инсулина? 7) Изменяете ли Вы самостоятельно дозу инсулина? Если изменяете, то как часто? ГИПОГЛИКЕМИЯ 1) Что такое гипогликемия? 2) Знаете ли Вы основные признаки гипогликемии? 3) Знаете ли Вы основные причины возникновения гипогликемии? 4) Какие из продуктов нужно съесть при гипогликемии? 5) Что такое глюкагон? ПРАВИЛА ИЗМЕНЕНИЯ ДОЗЫ ИНСУЛИНА 1) Что нужно сделать, если через 1,5 - 2 часа после завтрака у больного сахарным диабетом имеются симптомы гипогликемии? 2) Что нужно сделать, если у больного сахарным диабетом в ночные часы бывает состояние гипогликемии? 3) Что нужно сделать, если перед обедом у больного сахарным диабетом высокое содержание сахара в крови? 4) Что нужно сделать, если у больного сахарным диабетом высокое содержание сахара в крови натощак? 5) Что нужно сделать, если больной сахарным диабетом заболел простудным заболеванием? СПРОСИТЬ У каждого человека имеется сахар в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов ПОДЧЕРКНУТЬ Да, у каждого человека есть сахар в крови СПРОСИТЬ Какие показатели содержания сахара в крови считаются нормальными? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ нормальные показатели содержания сахара в крови: - натощак 60 - 120 мг/дл или 3,3 - 6,6 ммоль/л - после приема пищи: максимально до 140 мг/дл или до 7,7 ммоль/л ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Содержание сахара в крови" СПРОСИТЬ Для чего сахар нужен организму? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов УКАЗАТЬ Все клетки организма должны получать энергию для своей "работы"! А сахар является самым "доступным" и "быстрым" источником энергии для того, чтобы клетки головного мозга "думали", а мышечные клетки не "уставали работать" ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ и объяснить наглядное пособие "Клеткам нужен сахар!" ПОДЧЕРКНУТЬ Сахар нужен организму как основной энергетический источник! СПРОСИТЬ Откуда поступает сахар в кровь? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов ДОПОЛНИТЬ Сахар в кровь поступает из продуктов питания, содержащих углеводы, - это "внешний источник" сахара. Этот сахар "из пищи" называется "экзогенной" глюкозой. Большая часть этой глюкозы с помощью инсулина откладывается в печени в виде "печеночного" гликогена, меньшая часть поступает, также с помощью инсулина, в мышцы и жировые клетки. Клетки головного мозга получают глюкозу независимо от инсулина. По мере необходимости из "запасного депо" (гликогена печени) сахар также поступает в кровь. Этот сахар из "внутреннего источника" самого организма называется "эндогенной" глюкозой. СПРОСИТЬ Каким образом сахар, который "собирается" в крови и "ждет" перед клетками, может в них попасть? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов ПОДЧЕРКНУТЬ При помощи ИНСУЛИНА! СПРОСИТЬ Что такое ИНСУЛИН? Где он образуется? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов ДОПОЛНИТЬ ИНСУЛИН - это ЕДИНСТВЕННЫЙ гормон в организме, который "помогает" сахару проникнуть в клетки печени, мышечные и жировые клетки. Он образуется в специальных т.н. "бета-клетках" поджелудочной железы. СПРОСИТЬ Где находится поджелудочная железа в организме? (желательно попросить показать пациентов) ПОВТОРИТЬ на основе наглядного пособия "Инсулин снижает сахар в крови". С помощью инсулина, как с помощью "ключа", сахар из крови "входит" в различные клетки организма (мышечные, печеночные, жировые) - таким образом клетки получают энергию для своей "работы" РАССКАЗАТЬ о нормальном ритме секреции инсулина в течение дня у здорового человека (базальное выделение инсулина + секреция инсулина "на еду") НАРИСОВАТЬ на доске график секреции инсулина у здорового человека в зависимости от приема пищи СПРОСИТЬ Что происходит при диабете, когда отсутствует собственная секреция инсулина? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов ПОДЧЕРКНУТЬ Сахар в крови повышается! УКАЗАТЬ, что у диабетика повышение сахара крови после приема пищи обязательно должно "сглаживаться" предварительной инъекцией инсулина! ПОДЧЕРКНУТЬ необходимость "имитации" нормальной секреции инсулина многоразовыми инъекциями инсулина СПРОСИТЬ Какое было содержание сахара у Вас в крови, когда Вам поставили диагноз "Сахарный диабет"? НАПИСАТЬ на доске ответы пациентов в порядке возрастания уровня сахара в крови УКАЗАТЬ на высокие показатели содержания сахара в крови у пациентов, написанные на доске СПРОСИТЬ Как вы себя чувствовали, когда у Вас диагностировали диабет? НАПИСАТЬ на доске ответы пациентов ДОПОЛНИТЬ на основе наглядного пособия "Симптомы высокого содержания сахара в крови": - много мочи - жажда - сухость кожи - слабость - отсутствие аппетита - похудание - запах ацетона (похожий на "яблочный") в выдыхаемом воздухе - боли в животе СПРОСИТЬ Почему появляются эти симптомы (например, много мочи и жажда)? ПОЯСНИТЬ на основе наглядного пособия "Почечный" порог для сахара". Когда содержание сахара в крови становится очень высоким, то почки не могут больше "удерживать" его - и сахар появляется в моче. Сахар в организме связан с жидкостью, поэтому выделение мочи из-за присутствия в ней сахара резко увеличивается. Из-за усиленного мочевыделения (потери жидкости) у больного возникает жажда УКАЗАТЬ У большинства больных диабетом сахар в моче определяется при повышении содержания сахара в крови свыше 180 мг% (10 ммоль/л). Этот показатель называется "почечным порогом" ОБЪЯСНИТЬ Вы можете определить "свой" почечный порог, когда
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Источник: http://www.lawrussia.ru/bigtexts/law_1132/index.ht...

Категории Симптоматические артериальные гипертензии дифференциальная диагностика с артериальной гипертензии
Применение цистона при цистите
Холестирин и гипертония
Аскаридоз при сахарном диабете лечение
Заболевание геморрой симптомы лечение
Клиники по пластической хирургии красноярск
Фрид. кардиология в таблицах и схемах
Пивоваров первичная отслойка сетчатки
Россия, ростовская область, таганрог, улица фрунзе, 55а диабет
Как лечить шишки как от укусов аллергия поджелудочная железа
Запеченая курица для язвенников
Можно ли делать епидуральную анастезию беременной с пониженным давлением
Виды филлеров рестилайн
Экстрасистольная аритмия причины и методы лечения
Язва роговицы у животного
Гипертоническая энцефалопатия 2- й степени дают ли инвалидностьинвалидность
Лечение псориаза мертвое море отзывы
Сильное расстройство кишечника, понос , болит поджелудочная железа,что приниьать от по
Лечение грыжи позвоночника методом выпаривания в россии
Бальнеованны при атеросклерозе нижних конечностей
Межреберная невралгия мазь для лечения