Духовно нравственное воспитание и курение

Духовно нравственное воспитание и курение

Новинки

Актуально

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

Разъяснения к Базисному учебному плану ПООП НОО

подробнее

О «разрезном счётном и игровом материале» в учебниках математики авторов М.И. Моро и др.

подробнее
Главная страница

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир» (система учебников «Школа России»)

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы, что подтверждается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это сложный процесс, объединяющий в себе развитие и воспитание. Но прежде чем говорить о духовно-нравственном развитии и воспитании личности разведем эти 2 понятия:
  • духовно-нравственное развитие личности - последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
  • духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей.

Но не следует забывать, что развитие и воспитание тесно взаимосвязаны между собой, без одного нет другого. Объединяющим фактором в данном случае стали базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, которые и являются основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания.

Следует отметить и тот факт, что изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. В основу ценностных ориентиров содержания курса и были положены базовые национальные ценности, а именно:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий, Международное сотрудничество как основа мира на Земле;
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-нравственных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное;
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к себе и окружающим людям. Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Рассмотрим подробнее этот актуальный вопрос.

В курсе «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС значительное место отведено развитию эстетических потребностей, ценностей, чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе. Достижению этой цели способствует как текстовый, так и иллюстративный материал. Иллюстрации и фотографии обращают внимание школьников на красоту природы, ее необычность, несхожесть с миром рукотворным («природа и рукотворный мир», 2 класс, 1 часть).

Задания и вопросы заставляют задуматься об отношении человека к природе («Какое отношение к окружающему миру можно назвать хорошим, а какое плохим?»). В разделе «Природа» (2 класс,1 часть) дети учатся различать объекты живой и неживой природы, находить связи в природе, между природой и человеком, учатся соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки, замечать и ценить красоту природы, знакомятся с явлениями природы, погодой.

На развитие эмоциональной отзывчивости направлены следующие темы: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (1 класс), «Будьте природе другом!», «Сидел в траве кузнечик…» (2 класс), «О ранах маленьких…» (3 класс).

Во всех учебниках предусмотрены «Странички для любознательных», «Давайте научимся», «Прочитаем и обсудим», «Природы дивная краса», «Понаблюдаем», «Наши проекты», направленные на углубление и расширение знаний, полученных на уроке, развитие кругозора. Акценты, сделанные авторами учебников на научное знание, способствуют формированию у школьников представлений о знании как ценности, что, в свою очередь, способствует развитию мотивов учебной деятельности и формированию смысла учения. Сквозные персонажи мотивируют учащихся на открытие новых знаний. В 1 классе ребятам помогают осваивать окружающий мир Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик, во 2 классе – Надя и Сережа, их родители. В учебники заложены темы «Когда учиться интересно?», проект «Мой класс и моя школа», «В школе». Эти темы помогают осмыслить и принять свою новую роль, роль ученика, правила поведения в школе («Сформулируйте правила поведения в школе. Составьте памятку»).

Материал, отобранный авторами и представленный на страницах учебников, основывается на жизненном опыте детей. Это интересные, а главное понятные ребенку тексты и темы: «Что окружает нас дома?», «Что умеет компьютер?», «Зачем нам телефон и телевизор?», «Зачем нужны автомобили?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» (1 класс), «Комнатные растения», «Про кошек и собак», «Какой бывает транспорт», «Наша дружная семья» (2 класс), «Разнообразие растений», «Кто что ест», «Что такое деньги?» (3 класс) и др.
Воспитанию уважительного отношения к человечеству через ознакомление с его многообразием народов, культур и религий помогают проекты, посвященные знакомству с городами, народами России, странами мира. Особое внимание уделяется формированию уважительного отношения к народам России через введение темы «Путешествие по России». С целью ознакомления с различными народами и их культурой в учебники включены темы «Что мы знаем о народах России?» (1 класс), раздел «Путешествия» (2 класс), раздел «Путешествие по городам и странам» (3 класс), «Путешествие по России» (4 класс).

При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют темы и разделы, введенные в учебниках 1-4 классов: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о Москве?» (1 класс), «Где мы живем?», «Россия на карте» (2 класс), «Золотое кольцо России» (3 класс), «Природа России» (4 класс). Иллюстративный ряд подобран с целью показать красоту природы, российских городов, архитектуры. Проекты, предусмотренные для формирования патриотизма, с каждым классом углубляются и усложняются, например, в 1 классе предлагается проект «Моя малая родина», в котором ребятам предлагается с помощью фотографий рассказать о своей малой родине. Во 2 классе этот проект углубляется («Города России») и школьники делают фоторепортаж уже о нескольких городах. В 3-4 классах ребятам на выбор предлагается выполнить несколько проектов о России.

    

В курсе «Окружающий мир» первостепенное внимание уделяется семье. Формированию этой ценности помогает тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс), в котором школьники должны рассказать о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях, «Наша семья», проект «Родословная» (2 класс), где учащиеся с помощью взрослых составляют древо своей семьи. 3 класс предусматривает введение темы «Семейный бюджет», при изучении которой школьники знакомятся с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», «потребности», в 4 классе выполняется проект «Календарь праздников моей семьи». Иллюстрации и задания способствуют осознанию ценности семьи, необходимости укрепления семейных связей, отношений между членами семьи. Проекты предполагают совместную работу школьников и родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

    

Современное общество огромное значение уделяет формированию и привитию молодому поколению здорового образа жизни. Авторы учебников также не упустили этот немаловажный аспект из виду. Здоровый образ жизни занимает одно из главных мест в курсе «Окружающий мир». Для развития установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и разделы. В 1 классе изучаются темы «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?». В учебнике 2 класс для этой темы отведен целый раздел «Здоровье и безопасность». В учебнике 3 класса – разделы «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», а в 4 классе предусмотрен учебный проект «Путешествуем без опасностей».

    

К проблеме нравственного выбора авторы учебников обращают школьников уже в 1 классе, благодаря чему начинает формироваться чувство ответственности. Это можно проследить при изучении следующих тем: «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему мы часто слышим слово «экология»?», при выполнении проекта «Мои домашние питомцы». Во 2 классе в разделе «Общение» предусмотрено формирование представлений о нравственных нормах, освоение культуры поведения в семье, школе, в общественных местах. Развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки служит раздел «Чему учит экономика» в учебнике 3 класса, где вводятся новые понятия «Товары», «услуги», «налоги». Все эти понятия связаны с личным опытом ребенка и его семьи.

Таким образом, учебный предмет «Окружающий мир» способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию личности школьников через изучение тем, разделов, выполнении заданий и проектов, предусмотренных учебниками.

Литература и материалы:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Пояснительная записка к учебникам «Окружающий мир», авт. А.А.Плешаков

Материал подготовила:
методист ЦРНО
издательства «Просвещение»
Костыгова А.Е.

Источник: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=2747...

Категории Пигмалион мезотерапия курск
Экстрасистолы при кривом позвоночнике
Окрошка при запорах
Клиники пластической хирургии во флориде
Мезотерапия лица клиника
Реабилитационные центры для алкоголиков в йошкар-оле
Софора японская от боли в голове рецепт
Артрит 4 пальца ноги
Гипоксически-ишемическое поражение , субкартикальная лейкомоляция
Повышенноое давление в картере дизельного двигателя
Украинка виктория сделавшая пластическую операцию
Курить самокрутку, игра на андроид
Боли в поясницы отдающие в пах и низ живота
Может ли курение влиять на мужское бесплодие
Артрит коленного сустава лечение в домашних условиях
Если беспокоит зуд в заднем проходе после катания на водном мотоцикле
Составы микроклизм при простатите
Аритмии при грыже пищевода
Осанка и обвисание кожи лица
Больница италия диабет
Нижневартовск клиника по лечению от алкогольной зависимости