Косоглазие содружественное альтер

Косоглазие содружественное альтер

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

должно проверяться ежегодно. В случае каких-либо изменений зрения у ребенка (в очках и без очков) его необходимо направлять к офтальмологу. Пятый этап Пятый осмотр глаз осуществляется окулистом в полном объеме у всех детей, переходящих в 5 – 6-й класс. Шестой этап Шестой, заключительный, осмотр глаз и состояния зрения, включая определение клинической рефракции, осуществляется окулистом по направлению педиатра к 14 – 15 годам. По мнению профессора Е.И. Ковалевского, такая 6-ступен- чатая система осмотра глаз обеспечивает не только первичную и вторичную профилактику близорукости, но всю работу по охра- не зрения детей, в которой окулист является «играющим трене- ром-дирижером», а педиатры, воспитатели, родители и сами ра- стущие дети — его постоянной «командой». Результаты всегда предсказуемы и благоприятны. Для успешной стабилизации выявленной близорукости не- обходимо выполнение определенных условий: Во-первых, оптимальная оптическая коррекция. Во-вторых, существенное (в допустимых пределах) ограни- чение зрительной нагрузки на близких от глаз расстояниях. Име- ют значение не только временные факторы, но и характер рабо- ты, размеры, а также контрастность и цвет объектов (буквы, ри- сунки, игрушки и т. п.). Для ограничения зрительной нагрузки (игры с мелкими иг- рушками, работа на компьютере и др.) необходимо через каж- дые 15 – 30 мин делать перерывы в работе на 5 – 15 минут. Даже такое «развлечение» маленького ребенка в состоянии его бодрствования в коляске, как подвешивание разноцветной гирлянды шариков без учета расстояния их от глаз и правильно- го расположения их по цвету в зоне центра и периферии, да еще длительное нахождение их перед глазами - это тоже большая и длительная зрительная нагрузка. Гирлянда должна подвешиваться на расстоянии вытянутой руки 51 от глаз, чтобы ребенок касался шариков только кончиками пальцев. В центре гирлянды должны располагаться оранжевые, зеленые, крас- ные, а ближе к периферии голубоватые, синие, фиолетовые, белые и др. шарики. Перед глазами гирлянда должна находиться не более 10 – 15 мин. Если не соблюдать эти требования, то у ребенка может раз- виться не только близорукость, но и появиться косоглазие, а так- же и амблиопия. В-третьих, создание правильного светового режима не толь- ко во время бодрствования (игры, учебы, работы, отдыха), но и в период сна. Принято считать, что минимальным уровнем освещеннос- ти является 300 – 400 лк на единицу поверхности среды обитания. Однако тщательные многочисленные исследования в разных цивилизованных развитых странах показывают, что для опти- мального «спокойного» биологического варианта развития зри- тельного анализатора, необходима освещенность, приближаю- щаяся к 1000 лк. Этот световой дневной режим должен соблюдаться особен- но в течение первых 6 месяцев (сенситивный период) и до 1 года – 3 лет жизни. Нередко малыш почти все время находится практически на уровне пола, где освещенность не превышает 50 лк. Состояние ребенка в таких условиях еще более ухудшается, если у него име- ется врожденная близорукость, а таких детей до 2 %. Освещенность необходима, хотя и значительно меньше (око- ло 100 лк) и во время сна днем и ночью. Практика еще со времен исследований замечательного отечественного гигиениста Эрисма- на говорит о том, что, чем ниже освещенность обитаемой среды, тем раньше, чаще возникает и быстрее прогрессирует близорукость у детей и подростков, особенно в раннем школьном возрасте. Лучшие условия для профилактики близорукости создают- ся не только при хорошей освещенности, но и при оптимальной цветовой гамме, состоящей из основных ее компонентов, т. е. красного, зеленого, синего, а также оранжевого, желтого, голу- бого и фиолетового цветов. Необходимо отметить, что высокий уровень освещенности и 52 создание правильной цветовой гаммы - это дорогие условия, они от- ражают имеющийся высокий энергетический и экономический по- тенциал страны. Такие оптимальные условия освещенности созданы для подрастающего поколения в Америке, Англии, Франции, Герма- нии и некоторых других развитых странах, в результате этого распро- страненность близорукости там более низкая. В-четвертых, активные занятия физкультурой. Только активные, регулярные, ежедневные двигательные упражнения могут стать преградой для возникновения и разви- тия близорукости. Сравнивая группы детей, занимающихся активной физкуль- турой и спортом, и группы детей, ведущих малоподвижный об- раз жизни, профессор Е.И. Ковалевский отмечает, что у первых близорукость бывает в 2 – 3 раза реже, чем у вторых. Другое дело, что физическая активность должна быть разумной, соответству- ющей возрасту и общему состоянию здоровья. Наиболее показана такая физкультура для профилактики и лечения близорукости у дошкольников и школьников, как бег «трусцой» каждое утро с постепенным увеличением времени, ско- рости, расстояния; занятия с гантелями и эспандером, плавание, катание на коньках, лыжах и велосипеде, гребля, теннис, пинг- понг; физическая зарядка. Все эти физические упражнения жела- тельно заканчивать прохладным душем. Ограничения к занятиям физкультурой школьников с мио- пией и гиперметропией приведены в Приложении 4. Рекомендации офтальмологов по отношению к детям групп глазной профилактики по близорукости приводятся в главе 5. Дальнозоркость Различают два вида дальнозоркости: естественную детскую и обычную дальнозоркость. В естественных условиях у новорожденного радиус кривиз- ны передней поверхности хрусталика почти вдвое меньше по срав- нению со взрослыми. У новорожденных расстояние между гра- ницами основных преломляющих сред также меньше, чем у взрос- лых. Переднезадний диаметр глаза примерно на 25% короче у ново- 53 рожденных по сравнению с диаметром глаза взрослого. Глаз у ребен- ка обусловливает более сильное преломление лучей, в результате ко- торого параллельные лучи будут сходиться позади сетчатки и не обес- печат ясного видения предмета. При дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза на большем расстоянии, чем у лиц с нормальным зрением. Поскольку силы аккомодации частично ис- пользуются при установке на даль, то ее остающихся сил недо- статочно для ясного видения предметов вблизи. Для исправле- ния дальнозоркости требуется усилить преломление при помо- щи очков с двояковыпуклыми линзами. Снижение остроты зрения при высокой дальнозоркости ча- сто обусловлено рефракционной амблиопией. В целях профилак- тики амблиопии детям, возможно раньше, назначают очки. При незначительном понижении остроты зрения дети с даль- нозоркостью обучаются в массовых школах. При значительном понижении остроты зрения дети обучаются в специальных кор- рекционных школах для слабовидящих. 2.3. Глазодвигательные механизмы зрения и их нарушения Согласованная работа глазных мышц необходима для нор- мальной работы глаза. Для получения отчетливого изображения предмета на сетчатке, необходимо, чтобы он находился на зри- тельной оси глаза. Зрительная ось проходит через центр хруста- лика и центральную ямку сетчатки. Необходимо также, чтобы на предмете сходились зрительные оси обоих глаз. Правильная установка зрительных осей достигается: 1) грубой установкой – движениями тела и поворотом головы; 2) тонкой установкой – движениями прямых и косых мышц; 3) тончайшей установкой – аккомодацией хрусталика. Глаз приводят в движение шесть наружных мышц: четыре прямые и две косые мышцы, совокупной работой которых и до- стигается нужный результат. Выделяют несколько форм движений глаз: 54 г быстрые саккадические движения (скачкообразные), при ко- торых происходит смещение проекции объекта на сетчатке в область фовеа или центральной ямки; г медленные следящие движения, в ходе которых глаза про- слеживают движущийся объект, удерживая его все время в пре- делах центральной ямки; г компенсаторные движения, направленные на сохранение проекции объекта в области центральной ямки при движении головы; г фиксационные движения при удержании взора на какой- либо точке зрительного поля. Различные программы для этих движений реализуются по- средством различного характера импульсации нейронов в цент- рах регуляции взора, расположенных в стволе мозга. Благодаря координированной работе глазных мышц, глаз совершает горизонтальные, вертикальные, диагональные и вра- щательные движения относительно координат головы. При нормальном бинокулярном зрении оба глаза движутся в одном направлении. Эти движения называют содружествен- ными. При рассматривании предметов, расположенных вблизи, зрительные оси глаз сходятся (конвергентные движения). При переводе взгляда на отдаленные предметы, глазные оси расхо- дятся (дивергентные движения). Во время конвергентных и дивергентных движений глазод- вигательные системы обоих глаз подчиняются нейронной про- грамме, координирующей их одновременные действия. При не- возможности привести зрительные оси обоих глаз к одной и той же точке, возникает косоглазие. Состояние глазодвигательного аппарата оказывает влияние на процессы аккомодации и конвергенции глаз. Аккомодацией глаза называется процесс приспособления к ясному видению предмета на различном расстоянии путем изме- нения преломляющей силы хрусталика и постоянной фокусиров- ки изображения на сетчатке. Усиление рефракции при фокуси- ровании более близкой точки называется аккомодацией на бли- жайшую точку, а ее снижение при фокусировании более отда- 55 ленной точки называется аккомодацией на дальнюю точку. Таким образом, аккомодация – это свойство глаза четко различать пред- меты, располагающиеся между дальнейшей и ближайшей точка- ми ясного видения. Подробное разъяснение механизма аккомодации приведе- но Гельмгольцем. Согласно разъяснению Гельмгольца, хруста- лик, окруженный капсулой, прикреплен к ресничному (цилиар- ному) телу с помощью цинновой связки. При взгляде вдаль ци- лиарная мышца расслаблена, вследствие чего цинновая связка туго натянута и хрусталик уплощен. В этих условиях преломля- ющая сила глаза является наименьшей. При рассмотрении пред- метов вблизи ресничная мышца сокращается, цилиарное тело перемещается вперед и внутрь, следом за ним цинновая связка расслабляется и хрусталик приобретает выпуклую форму. Радиус кривизны хрусталика у здорового человека по его передней поверхности уменьшается с 10 до 5,5 мм, в результате чего преломляющая сила увеличивается и изображение фокуси- руется на сетчатке. Таким образом, усиление рефракции хруста- лика при аккомодации на ближнюю точку достигается увеличе- нием кривизны его поверхности. Аккомодация глаз регулируется центральной нервной сис- темой. С возрастом эластичность хрусталика падает и, способность к аккомодации снижается. 10-летний ребенок может аккомоди- ровать в среднем на 10 D, к 50 годам аккомодация часто снижа- ется до 2 D, а к 70 она составляет всего лишь около 0,5 D. При нормальном зрении точка фиксирования в пространстве точно отражается на сетчатке. Точки, расположенные ближе или дальше фиксированных на сетчатке, расплываются. Различия меж- ду фиксированными и расплывчатыми образами свидетельствуют о значении аккомодации в пространственном восприятии. У разных людей пределы разного видения предметов неоди- наковы. Критерием нормального глаза считается схождение на сетчатке параллельных лучей, идущих от расположенных вдали предметов. С аккомодацией преломляющая сила хрусталика уве- личивается. 56 5 4 6 7 9 3 2 10 8 1 11 Рис. 11. Механизм аккомодации (по Гельмгольцу) В левой половине хрусталик (7) уплощен при рассматривании дале- кого предмета, а справа он более выпуклый за счет аккомодационного усилия при рассматривании близкого предмета. 1 – склера; 2 – сосудис- тая оболочка; 3 – сетчатка; 4 – роговица; 5 – передняя камера; 6 – радуж- ная оболочка ; 7 – хрусталик; 8 – стекловидное тело; 9 – ресничная мыш- ца; 10 – центральная ямка; 11 – зрительный нерв. 57 Изменение степени преломляющей силы глаза при переходе от покоя ресничной мышцы до осуществления максимальной аккомо- дации называется силой или объёмом аккомодации. Объём аккомо- дации изменяется при различных физиологических и патологичес- ких состояниях. Установлено, что сила преломления линзы обратно пропорциональна ее фокусному расстоянию и измеряется в диопт- риях. Недостаточность освещения при учебных занятиях заставляет учащихся низко наклоняться над книгой. Она может вызывать на- пряжение, или спазм аккомодации (судорожные сокращения мышц), продолжающийся и после того, как глаза перестали фик- сировать близкий предмет. В некоторых случаях спазм аккомода- ции у детей принимают за развитие близорукости. Ослабление и паралич аккомодации (потеря способности различать мелкий шрифт и мелкие детали на близком расстоя- нии) сильно затрудняют учебную работу, особенно при дальнозоркости высоких степеней. Некоторые заболевания органа зрения, травмы глаза, после- операционная афакия (отсутствие хрусталика), заболевания цен- тральной нервной системы, вызывающие параличи или ослаб- ление аккомодационной мышцы, и другие причины сопровожда- ются расстройством аккомодации. В этих случаях кроме очков, назначенных для постоянного ношения, при учебных занятиях необходимо пользоваться специальными очками. Исследование аккомодации проводят, определяя ближай- шую и дальнейшую точку ясного зрения для каждого глаза. Объем аккомодации изменяется в течение дня: наибольший объем отмечается в 8 – 10 часов, наименьший в 16 – 18 часов. Конвергенция – это процесс сведения зрительных осей до их пересечения на рассматриваемом предмете, т. е. в точке фикса- ции. При рассматривании предметов вдали зрительные оси глаз располагаются параллельно благодаря тому, что мышечные ап- параты находятся в состоянии относительного покоя. Восприя- тие предметов вблизи обеспечивается сведением зрительных осей с помощью сокращения прямых мышц глаза, или конвергенции. У детей с нарушением зрения величина (сила) конвергенции может значительно отличаться от конвергенции детей с нор- 58 мально развивающимися глазами. Конвергенция может нарушаться также у здоровых детей, обучающихся в массовых школах, при ано- малиях рефракции и приводить к нарушениям бинокулярного зре- ния. О состоянии конвергенции судят, приближая к глазам ис- следуемого по средней линии какой-либо предмет (карандаш, палец, игрушку и т.д.). Онтогенез глазодвигательного механизма Развитие двигательного компонента глаз происходит посте- пенно с увеличением возраста детей. Новорожденный при воздействии яркого света на глаза зак- рывает их. Эта реакция получила название рефлекса ослепления. В течение первой декады постнатального периода отмечаются ориентировочные движения глаз и головы на равномерное осве- щение. На 2 – 3-й неделе жизни ребенка появляются установочные движения глаз за перемещающимся предметом. У 3 – 5-месячных детей наблюдается дрожание краев радуж- ной оболочки и колебательные движения зрачка. К 5 месяцу жизни ребенка появляются скользящие плано- мерные движения глаз. Такое развитие двигательного компонента глаз является симптоматическим выражением развития функций прематорных зон больших полушарий головного мозга, зритель- ных путей, а также рецепторного аппарата сетчатки. Фиксация взора на лице человека появляется у ребенка к концу первого месяца жизни. Однако эта реакция еще не устой- чива. С развитием фиксации взора исчезают некоординирован- ные движения глаз. Наличие фиксации взора в определенной мере может указывать на развитие зрительного анализатора и на об- щее психическое развитие. У детей с нарушением зрения фикса- ция взора может несколько задерживаться по времени, а дети с интеллектуальной недостаточностью не могут фиксировать взор даже в возрасте одного года. К трем месяцам ребенок производит разгибание и сгибание шеи, у него упрочняются установки взгляда. 59 В четыре месяца у ребенка появляются первые дифференциров- ки зрительного восприятия, изменяется его поведение при виде близ- кого человека, происходит оглядывание предметов. Он может лежать на животе и «ощупывать» взглядом яркие и блестящие предметы на близком расстоянии. В 5 – 6 месяцев у ребенка происходят дальнейшие изменения в фиксации взгляда и поведении. Ребенок быстро узнает близких ему людей, хватает висящие над ним игрушки, протягивает руки к предмету и стремится приблизиться к нему, хватает ножки сво- ими руками. В последующие месяцы жизни объем воспринимаемых ребен- ком предметов увеличивается, он может протягивать руки к ма- тери, своему изображению в зеркале, стучать по нему ручками, а в 10 месяцев играть со своим изображением и подражать дви- жениям взрослого человека. Формирование зрительных функций в онтогенезе происхо- дит одновременно с созреванием зрительных и других структур- ных образований анализаторных систем. Онтогенез зрительного анализатора имеет большое значе- ние для развития познавательной деятельности зрячих и слабовидящих детей. Нарушения глазодвигательного аппарата. Наиболее распространенными нарушениями глазодвигательного аппара- та являются косоглазие и нистагм. Косоглазие подразделяют на два типа: содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного глаза от совместной точки фиксации и нарушением бинокулярного зрения. По време- ни появления различают врожденное и приобретенное косогла- зие. Оно может быть периодическим или постоянным. По виду различают сходящиеся (глаз отклоняется кнутри, к носу) и расходящиеся (глаз отклоняется кнаружи, к виску), вертикальное и смешанное, одностороннее (отклоняется только один глаз), альтер- нирующее и перемежающееся (косит то один, то другой глаз). 60

Источник: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/155/22155/538...

Категории Ураза и нарушение в жкт
Какой маятник качания детской кроватки лучше продольный или поперечный
Консультация гастроэнтеролога в запорожье
Фудбол головами росийская пример лига
Поясничный лордоз в положении сидя
Боль в сердце обмороки скачки давления
Как можно убрать геморроидальные узлы
Подтяжка лица gjckt50
Витамины для лица и кожи от морщин в инъекции
Нагнетательный клапан битзер 6h 35 курить
Головная боль кенар
Осложнения при дистрофия роговицы шнайдера
Значение выражения алкоголизм дает больше опустошения чем три исто
Победить диагноз. диабет, спид, рак. андреас мориц. скачать бесплатно
Фгс в магнитогорске современное исследование
Продукты, провоцирующие цистит
Йога в гамаках и фитнес в гамаках при грыже позвоночника
Болячки на ногах при заболевании сахарным диабетом
Центр головной боли екатеринбург регистратура
В векторе скачать знак курение запрещено
Почему слезятся и гноятся глаза у кошек